Прогресс в рамках механизма EFF

Прогресс в рамках механизма EFF

Разумная экономическая политика привела к резкому сокращению внешних и внутренних дисбалансов в стране и возвращению к экономическому росту. В частности, принятие гибкого режима обменного курса, строгой политики в области доходов и впечатляющая бюджетная консолидация привели к резкому сокращению двойного дефицита Украины. Дефицит текущего счета резко сократился с более чем 9 процентов ВВП в 2013 году до 2 процентов ВВП в 2017 году. Общий бюджетный дефицит-включая квазифискальный дефицит энергетического сектора-который вырос до 10 процентов ВВП в 2014 году, снизился до чуть более 2 процентов ВВП в 2017 году, поддержанный смелым повышением тарифов на энергоносители в 2015 и 2016 годах.

Ущерб экономической активности

Несмотря на более глубокую рецессию в 2015 году, поскольку конфликт на востоке нанес больший, чем ожидалось, ущерб экономической активности, при более сильной политике доверие постепенно восстанавливалось, и экономика снова начала расти в 2016 году. На фоне сильной бюджетной дисциплины и жесткой денежно-кредитной политики, более стабильной экономической конъюнктуры, а также долговой операции с частными кредиторами государственный долг снизился с пикового уровня 85% ВВП в 2014 году до уровня ниже 70% к концу 2018 года. Однако международные резервы оставались значительно ниже прогнозов, отражая более медленные, чем ожидалось, официальные выплаты, в то время как инфляция была выше целевых показателей. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/elektronni-tendery-odesa-4-v-rejtingu-po-ukraini

Эти в целом позитивные результаты маскируют некоторые сохраняющиеся глубокие глубинные проблемы. После первоначального прогресса задержки в осуществлении реформы привели к частым перерывам в осуществлении программ. В то время как первый обзор в рамках EFF был завершен в целом вовремя, второй обзор был отложен на 9 месяцев, главным образом из-за затянувшегося процесса утверждения бюджета на 2016 год, политической напряженности, кульминацией которой стала смена правительства в апреле 2016 года, и задержек с назначением руководства НАБУ. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться на портале УУБ: tender.uub.com.ua

Третий обзор был завершен через два года после начала программы, после задержек с принятием механизма автоматической корректировки тарифов на газ, решением проблемы системно крупного, но неплатежеспособного банка и введением требований к декларированию активов для высокопоставленных должностных лиц. Программы других учреждений страдали от аналогичных задержек в выполнении политических обязательств.

В целом прогресс в проведении структурных реформ был неравномерным. Первоначально был достигнут впечатляющий прогресс в укреплении независимости и управления НБУ и очистке банковской системы, в результате чего многие неплатежеспособные банки были ликвидированы, а более слабые, но платежеспособные банки рекапитализированы. В энергетическом секторе тарифы на газ и отопление были приближены к рыночным уровням с резким повышением в 2015 и 2016 годах, что также уменьшило возможности для коррупции, но вскоре после этого власти приостановили внедрение автоматической формулы, как только международные цены снова начали расти, открыв разрыв с ценами на паритет импорта, несмотря на щедрую систему субсидирования коммунальных услуг, которая поддерживает уязвимые домохозяйства. Прогресс в проведении структурных фискальных реформ был более спорным, поскольку власти выступали за глубокое снижение налогов, в то время как осуществление пенсионной реформы откладывалось до осени 2017 года, а реформа управления доходами еще не началась всерьез.

Под давлением гражданского общества и при международной поддержке были созданы новые независимые институты для борьбы с коррупцией, в частности Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специальная антикоррупционная прокуратура (САПО), а недавно был принят закон о создании Антикоррупционного суда. Однако до сих пор не было рассмотрено ни одного дела о коррупции на высоком уровне, что привело к углублению общественного мнения о том, что практически ничего не изменилось. Кроме того, хотя были приняты новые правовые рамки для содействия приватизации и упорядочены многочисленные нормативные акты, обеспечение прав собственности и верховенства права, улучшение деловой среды и реструктуризация крупного и неэффективного государственного сектора в том числе посредством приватизации остаются незавершенными. Важно отметить, что открытие рынков, в том числе путем создания конкурентного рынка газа и рынка сельскохозяйственных земель, также еще не произошло.

Share